Наши особенные щенки
Елена Орочко, директор Учебно-кинологического центра «Собаки-помощники»:
В собаке-поводыре для успешной работы и комфортного состояния ее самой и незрячего человека, которому она помогает, должно сочетаться множество качеств, которые (во всяком случае, все вместе) не требуются большинству зрячих владельцев. Недаром, многие волонтеры, вырастившие щенка – кандидата в поводыри – который не проходит окончательное тестирование, с радостью забирают его. При разведении ретриверов большинство свойств, необходимых поводырю, не учитываются, соответственно, не проявляются у потомства. Поэтому пригодные для работы собаки встречаются не часто. Это проблема общая для всех, кто занимается поводырями. Путь многих школ собак-поводырей для ее преодоления – собственное (изолированное или частично изолированное) разведение.
Мы давно думали о собственном разведении собак для дальнейшей подготовки поводырей. Но, зная, что дело это сложное, затратное, на начальном этапе не эффективное, откладывали «на потом». В этом году, выбраковав подряд несколько молодых собак, мы решили, что «потом» наступило. Сформировав совет по разведению, в который вошли зооинженер, опытный заводчик ретриверов, специалист по генетике ретриверов, ветеринарный врач, приступили к выбору кандидатов. Осторожность и, надеемся, здравый смысл ограничили нас в масштабах. Решили начать с одной собаки, выбрав из имеющихся молодых собак Ники. Когда мы покупали её щенком, еще не знали о том, насколько особенной собакой она станет, а средства на её покупку пожертвовали наши давние партнеры – Центр NICKOL. Ники прошла больше половины курса дрессировки, зарекомендовав себя как покладистая, сообразительная, достаточно мягкая в общении собака, не имеющая недостатков поведения. Здоровье (сделали тесты и обследования) и происхождение давали повод для оптимизма. Ники – лаброголден. Ее мама – лабрадор-ретривер, папа — голден-ретривер. Будущее покажет, оправдаются ли наши надежды на то, что лучшие качества этих пород передадутся щенкам.
Если вопрос, «кто мама», решился относительно быстро, дискуссия о потенциальном отце грозила затянуться на неопределенное время. Серьезный и вполне аргументированный анализ происхождения кандидатов, их поведения и совместимости с наследственностью Ники был разбавлен несколько легкомысленными заявлениями, претендующими на народную мудрость. К классическому «От осинки не родятся апельсинки» добавилось нарочито наивное «От двух просто хороших собак родятся хорошие щенки». Вклад директора (который присоединился к обсуждению, смекнув, что это гораздо интереснее, чем подписывать документы) представлявший собой цитату из Стругацких «… по-моему, рецессивная аллель влияет на фенотип, только когда генотип гомозиготен…» был проигнорирован))) «Тещи» заседают, сказал кто-то, заглянув в комнату, где проходило обсуждение.
Отцом будущих щенков после долгих размышлений и споров был выбран лабрадор Том. Как и Ники, он прошел полный курс дрессировки, достойно сдал испытания. В свое время, при участии инструктора по вязке собак, состоялось романтическое свидание, и потекли два месяца ожидания. За пару недель до рождения щенков Ники переселилась к нашей сотруднице Елене, у которой есть хорошие условия для выращивания щенков и большой опыт разведения собак. Чувствовала себя Ники отлично, быстро освоилась на новом месте. Некоторый повод для волнения давало изменение аппетита, появившееся вскоре после вязки. Но, это скорее наши человеческие эмоции, чем реальная причина для тревоги. Тем более что с кефирчиком и творожком, добавленными в разумных количествах в основной корм, Ники прекрасно съедала свою порцию.
29 мая вечером состоялось долгожданное радостное событие: щенки родились. Умница Ники прекрасно справилась, 8 симпатичных толстеньких щеночков появились на свет в течение трех часов. Наш рабочий чат в это время был активен как никогда. Елена держала нас в курсе происходящего, делилась фото. И вот, умиротворяющая картинка: спокойная Ника кормит своих новорожденных. Дальше бесчисленное количество фото и видео рассказывали нам о том, как подрастают и развиваются малыши.
Не знаем, удалось ли нам это, но из свойственного большинству заводчиков суеверия, мы постарались держать в секрете появление Никиного потомства. Сегодня щенкам исполняется месяц, и тайны больше нет!
Мы очень-очень надеемся, что положили начало новому этапу нашего развития.